Комментарии по регулированию

  1. Научный отдел vodloz_no@mail.ru 6 ноя. в 11:26

Виктор, коллеги, добрый день.
Специалисты WWF могут ожидать роста численности тигра, но природа вносит свои коррективы: если не достаточно кормовой базы (копытных прежде всего) тигр будет вынужден искать жертвы вне ареала либо вблизи населенных пунктов. И то и другое приведет к повышению смертности (прежде всего молодняка, в том числе в результате конкуренции с взрослыми особями), темпы роста популяции замедлятся и, возможно, она стабилизируется на допустимом уровне. Конечно, в условиях активного промышленного освоения лесов Приморья экосистемы не столь стабильны, как в прошлые века, и человек должен продумать стратегию сохранения равновесия в природе. Я не знаком с ситуацией на месте — действительно ли имеется дефицит жертв для тигра? Необходимо сделать выбор: копытные — это часть экосистемы и основа питания крупных хищников, или это, прежде всего, охотничий ресурс и крупные хищники наносят ему ущерб? Вполне возможно, что на определенных территориях человек будет вынужден вести мероприятия по регулированию численности тигра для соблюдения равновесия в экосистемах.
Виктор Мамонтов

Лично мне представляются бессмысленными дискуссии с чиновниками. Надо просто работать — всеми силами охранять соответствующие угодья и по возможности расширять их, изыскивать на это средства. 

Владимир Маликов

  • 31 окт. Chernyagina Olga Будет как на Камчатке с медведем — пойдут по дорогам и помойкам
  • ——— Пересылаемое сообщение ———
    От кого: Виктор Юдин <vudin75@yandex.ru>
    Кому: Эрнестина Витальевна Алексеева <ernestinaa@list.ru>
    Дата: Среда, 31 октября 2018, 12:59 +04:00
    Тема: Fwd: от Юдина

Здравствуйте Эрнестина Витальевна!. Как в басне -вопрос конечно интересный. Я ко всем заявлениям WWF отношусь крайне категорично и недоверчиво. На днях по радио и в газете «Владивосток» было такое — амурскому тигру стало тесно в Приморье и он пошёл в Приамурье и в частности в ЕАО.
МЫ по возможности отслеживаем ситуацию с тигром и леопардом. Леопард по данным WWF плодится быстрее кошки. Теперь их уже больше 110 особей. Верить в это очень сложно, поскольку на леопарда расходуются огромные средства. Даже есть представительский дом со всеми прибамбахами. Средства затраченные надо оправдывать любыми способами. А о национальном парке «Земля леопарда» практически каждый день говорят всякую чушь. Как школьники сообщают то у них появилась мандаринка (которая там водится исстари, то пятнистая косуля появилась, то ещё какая-либо безграмотная мелочёвка.
Стыдно за сотрудников, называющих себя учёными.
Относительно тигра ситуация посложнее. В центральной части Сихотэ-Алиня (Чугуевский район) тигра практически нет. Очень мало его севернее этого района. Такая картина по западным склонам Сихотэ-Алиня в Хабаровском крае. Правда, местами тигр обычен. Выпустили тигров в ЕАО. Прижились, но перспектива роста очень сомнительна по причине слабоватых кормовых ресурсов. Да и местообитания сильно деформированы.
По нашему мнению, снова готовится «акция» по отстрелам тигров по трофейной лавочке. Этот вопрос будируется уже давно. Поэтому, высказывания Честина флюгерные, чтобы «не омрачать президента» как в своё время сказал Дарман Юра.
Всего Вам доброго!
В. Юдин

Здравствуйте, Виктор (извините, не знаю отчества). Вопросы не совсем по моему профилю, поэтому особо требовательно к ответам не относитесь. Переводить зубра в категорию охотничьих видов заманчиво, тем более специалистам, отдавшим немало усилий для восстановления поголовья. И это может было бы и своевременно, но не для охотников нашего, российского менталитета. В разъяснения этого тезиса не вдаюсь, сами понимаете о чем речь. Если по существу, то есть и опасения биологического характера: поголовье вида не консолидировано, разбросано по территории отдельными группировками. Такое состояние считается фактором уязвимости по параметрам отбора и вообще микроэволюции. Не реализуется полностью и видовой репродуктивный потенциал. (Это общие места, особо внимания не обращайте). Как старый дед, могу повторить заветы своих наставников в духе — «разрешить что-то, все равно что выпустить джина из бутылки. Попробуй потом загнать обратно». Я бы на Вашем месте, сделал паузу, и еще раз внимательно осмотрелся. С тигром вопрос осложняется политической составляющей. В старые годы, помню, что запрет был сделан с целью придания значимости охраны зверя с подорванной численностью. Подразумевалось, что после достижения определенной численности (параметры назывались, но я их не помню), вид будет выведен из списка краснокнижных для того, чтобы специалисты имели возможность осуществлять регулирование в соответствии с состоянием среды обитания. Появляющиеся время от времени сведения о браконьерстве и черном рынке по торговле всем, что можно взять от тигра, безусловно, мотивируют усиление охраны и сохранение краснокнижного статуса. Я считаю, что это правильно: не можем охранять в данной ситуации, выведя из красной книги отдадим его в руки браконьеров. А зачем второй раз наступать на те же грабли? Понимаю, что написал Вам не тот ответ, какой Вы хотели бы получить. Но уж какой я есть, таков и ответ. Извините. С уважением, Владимир Глушков.

Добрый день, Виктор!

Мне трудно судить о кормовой емкости угодий для тигра. На месте не был. Но есть общеизвестный факт, что численность животного должна быть не максимальной, а оптимальной! Все ли в этом случае учли коллеги?

С уважением, Владимир Павлович Стариков

Виктор Иванович, опубликуем это в блоке «Письма читателей» с обращением к специалистам.
С уважением,
С.Ю. Фокин

С уважением, научная группа «Вальдшнеп»

Уважаемый Виктор, не могли бы Вы прислать ссылку на нормативы МСОП для изучения.

С уважением,

Валиев Рашид

Здравствуйте! По моему мнению бесконтрольный рост численности тигра в дальневосточном регионе на фоне падения численности его кормовой базы и интенсивного разрушения местообитаний может привести к регулярному противостоянию тигра и человека с регулярными жертвами с обоих сторон. Баланс, существовавший в прошлом между этими факторами, существенно нарушен и вероятность его восстановления в современных условиях достаточно сомнительна. В конечном итоге, при сохраняющейся тенденции роста численности тигра, возможны несколько сценариев решения назревающей проблемы. Один вариант — регулирование численности с отбором из популяции зверей старшей возрастной группы (со слабым репродуктивным потенциалом), а также покалеченных и потенциально опасных особей, тяготеющих к охоте на домашних животных и посещению человеческих поселений. Еще один вариант — отлов и расселение «лишних» особей в пределах былого ареала амурского тигра, с выбором мест расселения, где имеется хорошая кормовая база и невысокая плотность населения человека. Все это, конечно, потребует значительных организационных и материальных затрат и воспитания и обучения соответствующих специалистов.

С уважением, Владимир Переясловец.

10.       Андрианов Виктор vvandrianov@yandex.ru 29 окт в 10:04

Уважаемый Виктор Перерва!

Очень рад, что у Вас сердце болит за краснокнижников. Сам я не специалист по наземным млекопитающим (только по морским) Но любую полезную инициативу поддерживаю.

С уважением, В.В. Андрианов.

  1. Алексей Скопин scopin@bk.ru 29 окт в 8:49

Приветствую, Виктор!

1. Ваши вопросы по поводу тигра понятны, и очевидны на столько, что не требуют каких-то специальных пояснений. Несомненно, это понимают и приморские охотоведы. Понятно, что тигр как любой хищник- зверь территориальный, и при высокой численности он будет подходить близко к населенным пунктам, нападая на скот (особенно при недостатке естественного корма), а иногда и людей. Однако, когда говорят, что в Приморье обитает 700 тигров – насколько этому можно верить? Хотя несомненно — их стало больше, чем раньше. Сейчас многие выделяют деньги на программы, связанные с тигром и отчитаться, что тигра стало больше, и что это результат именно профинансированной конкретной программы – это лучший отчет, а потом эти материалы через кого-то попадают чиновникам, и они просто их озвучивают, не вдумываясь в конкретные цифры и о том, как эти цифры были получены. На самом деле регулирование численности через изъятие конечно идет. Просто масштабы браконьерства мы не знаем, но так было всегда – и в 19 веке и в 20, и сейчас. И не удивлюсь, что в связи с китайской экспансией на ДВ браконьерский пресс будет только усиливаться. В советский период, например, численность регулировали даже не убивая тигра, а просто изымая молодняк для зоопарков и центров разведения. А что касается местного населения, то в случае реальной угрозы вблизи населенных пунктов – зверя просто добывали без всякого лишнего шума, так есть сейчас, так было и в советское время.

2. Что касается зубра — то же не вижу повода для паники. Списки краснокнижных видов утверждены, зубр там остался. Большая часть зубров находится в пределах разных ООПТ. А те зубры или бизоны, которые находятся на вольном выпасе никогда большой численности не достигнут, так как легко изымаемы в наших глубоких снегах как волком, так и человеком. Зубр очень чувствителен к прессу охоты, о чем писал еще Верещагин и скорое открытие охоты на него приведет к такому же скорому ее закрытию. Хотя в принципе охота на невольного разводимого зубра может рассматриваться как таковая, но это уже юридическая сторона вопроса – об охоте в вольерах.

12.       Государственный заповедник Рдейский rdeysky@mail.ru 29 окт в 9:52

Добрый день! О численности тигров мы не имеем информации. По данному вопросу пояснить Вам ничего не можем.

С уважением, ФГБУ «Государственный заповедник «Рдейский»

  1. Ilya S. Sheremetyev sheremetyev@biosoil.ru 29 окт в 3:47

Добрый день, Виктор.

Думаю, реально. И еще много вопросов вокруг этого касательно леопардов, зубров и тп. На полемику с ВВФ мне, конечно, плевать. На Красную книгу и проблемы охоты — уже значительно меньше. А самый интересный, научный, аспект этого всего мне обсуждать мало с кем и совсем нет материала. Вы, вероятно, считаете число 2000 для зубров, которых некогда было существенно больше, какой-то будоражащей аппетиты охотпользователей цифрой?

К цифрам характеристик численности кого бы то ни было, в т.ч. по материалам ГУПР и пр., следует относиться примерно так: Вот тот же тигр. Сидит когда-то мой тесть со своим тестем на его охот-участке лет 30 назад и слушает радио, которое бьет в колокола «в Приморском крае остались последние 9 тигров!!!». Они с дедом посчитали увиденные за день следы и насчитали 4. ВВФ требуется отчитываться чем-то. И 700 тигров это тоже как надои и уголь Стране в свое время. Не стоит переживать. 500 тигров когда-то сыграли такую же роль – «мы хорошо поработали, попрошу делать новые взносы!»

Я лично полагаю, что и 700 тигров и 2000 зубров это мизерные и только самые начальные результаты попыток восстановления исходных раннеголоценовых сообществ и включающих их экосистем.

Илья

  1. Евгений Степанов vinitu69@bk.ru 28 окт в 21:55

Добрый вечер…А нет у меня мнения по этой проблеме, так же как и нет точных данных о численности и динамике прироста. Данные предоставленные данным господином очень сомнительны. И потом я не имею профобразования по данной теме и не вправе что либо обсуждать, но у меня есть информация от людей на местах. Перенаселения тиграми и тем более зубрами не будет. Да, и сказать по правде, не вижу для себя охоту на зубра. Помониторьте цены на этот трофей. Касательно тигров вообще забудьте. Они так нравятся папе.

15. Валуев Виктор Алексеевич valuyevva@mail.ru 28 окт. в 17:14

1. Вы совершенно правы. Не надо быть 7 пядей во лбу, чтобы понять, что прежде чем гнаться за численностью, следует подумать, о состоянии кормовой базы; причём, как Вы правильно заметили, не только с точки зрения одного охраняемого вида.

2. Удивительно, почему WWF России на протяжении последних 20 лет не сделала ни одного жеста, чтобы сохранить южный подвид среднего кроншнепа; хотя башкирские орнитологи взывают к этому и в научных журналах, и в СМИ. Ведь на 2014 г. осталось только 1,5 пары этой птицы (в местах где раньше было несколько пар). Видимо в руководстве WWF России не зоологи, а равнодушные чиновники, далёкие от этой дисциплины. Это подтверждается тем, что в Башкирии, например, сотрудники WWF ни разу за последние 40 лет не обратились ни к одному зоологу республики.

3. Логично было бы предложить, чтобы сотрудники WWF России читали:
а) хотя бы годовые отчёты региональных министерств природных ресурсов.
б) хотя бы выборочно, работы зоологов; особенно о редких видах регионов. 
Но логика, здесь, видимо, поломалась полностью.
Прочитав анализ госдоклада МПР Башкирии http://ecobioexpert.ru/?p=1926 , например, WWF должно было бы затрезвонить во все колокола правительства РФ. Прочитав рецензии на Красные книги http://ecobioexpert.ru/?page_id=9336 , http://ecobioexpert.ru/?p=4269 и прочие, WWF также должны были бить в набат. Но если этого не происходит, то о чём это говорит? О халатности сотрудников WWF или их профессиональной непригодности? 20-летний опыт показывает, что в руководство Министерства природных ресурсов назначаются люди далёкие от зоологии, ботаники и геологии. Или это может только в Башкирии? Для чего их туда поставляют? Для охраны? Охраны чего? Ведь они даже не знают, что надо охранять и как.

Вывод напрашивается один. Руководству республики нужно, чтобы во главе МПР были люди, готовые подписать любые документы. Например, «деньги выделенные на охрану животного мира (твёрдые бытовые отходы), полностью оприходованы». Даже такой строчки, в последнее время оказывается достаточно.
Вывод.
Нет смысла разбираться с Игорем Честиным, т.к. он может быть просто безграмотной (в зоологическом плане) пешкой, от которой не только ничего умного не ожидают, но и не желают, чтобы в его голове это появлялось. Если мне память не изменяет, то это Вергилий заметил, что «собака не так бросается на того, кто кинул камень, как на сам камень» (простите если перепутал автора). Так зачем же нам быть такой собакой?

Валуев В.

  1. Stanislav Puchkovskiy svpuch@mail.ru 27 окт в 16:49

Уважаемые коллеги!

Тема, поднятая Виктором Ивановичем — с будущим. Её надо обсуждать и почаще, одноразовым разговором не обойтись. В ней много сторон: экологии, природопользования, охотоведения, охраны, политики и др. Что до моего мнения (помимо сказанного) — статус понятия «управление» должен быть более высоким, чем «охрана». Популяциями многих видов (скорее — всех) придётся управлять. Конечно, придётся преодолеть изначальную дикость природопользования и крайних форм природоохранного энтузиазма.

Удачи, Пучковский Станислав Владимирович

  1. Дмитрий Валентинович Скуматов skumatovd@bk.ru 27 окт в 16:20

Я этим вопросом вплотную не занимался. Если оценка количества тигров сейчас действительно около 500, и это не «насчитано» с применением ЗМУ, мое мнение — ДА. Контролируемая официальная добыча или специальный отлов живых тигров (например для разведения в Китай) — не принесет вреда, а принесет пользу. Это в любом случае лучше и больше уважения к зверю, чем втихую давить их петлями, когда они жить мешают.

Только официальная охота, а не противное «регулирование численности». И надо учитывать, что официальная охота на тигров может полностью прекратить всякое иностранное спонсорство по их охране.

Еще могу сообщить фразу Т. Арамилевой на эту тему (лет шесть назад): «Пока я жива, охоты на тигра не будет». Тогда она еще кажется была не в Москве.

Что касается зубров — насколько я представляю, может быть увеличивается в численности искусственно восстановленный акклиматизированный на Кавказе гибридный зубро-бизон, обитающий на ООПТ, если он уже обитает не на ООПТ ничего плохого в официальной охоте на этих зверей нет (для блатных какое-нибудь «регулирование» может быть уже придумано). Но вряд ли зубро-бизонам там позволяют жить за пределами ООПТ, людей там много, и надо учитывать, что в нашей реальности на Кавказе на 1-го официального зверя егеря продадут 10 неофициальных… хотя это — вопрос организации процесса.
С уважением,

Дмитрий Скуматов

  1. ongolubongolub@mail.ru 27 октября, 12:01

Добрый день, Виктор! Неожиданно провёл не самое радостное время в больнице. Но сам виноват — лет 25 не контактировал с медучреждениями. А возраст пока никто не отменял.
Аксиома, что численность хищника должна определяться биомассой жертв, с учётом всех сопутствующих этому факторов (конкурентов, численности птиц падальщиков, которые успешно сокращают биомассу уже добытых пищевых ресурсов и т. д и т. п.). Объективное заключение об оптимальной численности тигра могут дать те специалисты, кто серьёзно им занимался. При нехватке данных для обоснования — проведение соответствующих исследований. В противном случае, впоследствии — серьёзная головная боль и визг у многих по поводу людоедства, нападения на домашних животных и т. д. «Попытка решать второстепенные проблемы не решая главной — только множит проблемы» (как сказал знакомый писатель-эзотерик). Т. е. без регуляции численности вряд ли обойтись. Её способы — отдельный разговор, можно выбрать наиболее оптимальные, в том числе и с точки зрения экономической выгоды. На вяканье социально активных дилетантов наплевать. И так уже охотоведы сдают им свои позиции, из-за своей инертности. Но именно мы можем и должны давать окончательное заключение в той сфере, в которой компетентны, хотя бы в силу своего образования, знаний и опыта. И именно этим надо жёстко тыкать им в лицо и затыкать им рты.

При решении сложных вопросов важно прибегнуть к профессиональной коллегиальности. Это поможет избежать возможных ошибок, которые не исключены, и, тем самым, сохранить престиж и репутацию своего профессионального клана. Это также немаловажно. Подобный подход позволит выбрать правильное решение любого сложного вопроса. И надо уметь отстаивать свою правоту.

Моё переключение на пчёл и активность в этой сфере вызвано тем, что в цепи событий и явлений надо выбирать главные. И в этом смысле нехватка опылителей наносит серьёзнейший удар по фундаменту и всем звеньям пищевой пирамиды. Все остальные проблемы имеют уже второстепенный характер. Мои статьи можно найти на портале «Мир пчеловодства» в разных разделах (штук 8). В прошлом году одна статья вошла в пятёрку самых востребованных статей по пчеловодству в России. Охотоведам также не возбраняется расширить свой кругозор в этой сфере.
Желаю успехов в нашей неравной борьбе с массовой дебильностью!

  1. lavrichenkovnlavrichenkovn@mail.ru 26 октября, 17:13

Добрый день! Считаю, что любой природный ресурс, численность которого не вызывает опасений касаемо его исчезновения, должен опромышляться. Тигр, на мой взгляд, не исключение. Если емкость угодий находящихся под гнетом антропогенного воздействия не позволяет обеспечивать жизненно необходимыми ресурсами определенное кол-во тигров, то конечно нельзя допустить чтобы такое ценное животное как тигр стало добычей браконьеров, либо заходило в населенные пункты и т.д. А значит необходимо каким-либо образом наладить использование этого ресурса. Как именно использовать не могу сказать без анализа всей этой темы: возможно и посредством охоты, либо отлова и использования в рекреационных целях (зоопарки). Единственное кажется необходимым то, чтобы оценка кол-ва особей которых возможно изъять без вреда для популяции осуществлялась специалистами, а также максимально прозрачно. Необходимо чтобы была возможность контролировать этот процесс не только государственными структурами, но и общественными институтами. 

  1. Mitropolskiy Max max_raptors@list.ru 26 окт. в 7:26

Добрый день! 
Ситуация неоднозначная во всех случаях. Главное, что надо понимать — вернуть былую численность вида в современных условиях (изменение местообитаний, кормовых ресурсов, увеличение присутствия человека) в естественности невозможно. Отсюда возникает вопрос — а сколько нужно и, главное, для чего? Чтобы сохранить вид в природе — для каждого вида и мест, где его сохраняют и восстанавливают существует лимит нагрузки, который известен специалистам. Однако здесь же возникает вот эта «гонка» за увеличением численности в урон самим животным с целью «показухи» и получения финансирования на «якобы положительные» действия природоохранников. Если вид с узким ареалом и нет возможности его реинтродукции на обширные площади, то и «производить» его не за чем!!! Как пример, джейран в Экоцентре по разведению диких копытных в Узбекистане — лимит пастбищ на охраняемой территории 450-500. «Охрана, запрет добычи и продажи в зоопарки и парки» — возросла численность до 1240. Иии… Вместо того, чтобы выпустить, реализовать … стали бить тревогу о нехватке кормов, получать финансирование, а сами животные гибли сотнями и за полгода их осталось 270… Нужно ли это было???

Если речь идет о таком крупном хищнике как тигр, то тут надо строго понимать — нехватка кормов выведет его к человеку со всеми вытекающими последствиями, которые хорошо известны даже по просьбам жителей в газетах начала ХХ века. Реализовывать животных в зоопарки и природные парки тоже регламентировано. Таким образом, надо давать отчет за свои поступки восстанавливать численность крупных видов, когда нет ни кормовой, ни территориальной базы. А если, это делается в рамках программы по восстановлению туранского тигра в Средней Азии, генетика которого «во многом схожа», то тут фаунистическая комиссия должна выступать, и я лично считаю, что против!!! Это в любом случае нарушает Конвенцию о биологическом разнообразии.

С зубром, ситуация аналогична джейрану — если будет контроль и возможность использовать часть разведенных животных под охоту с целью получения финансирования для программы сохранения и поддержания численности, то это современный экономический подход разумного природопользования и сохранения биоразнообразия — своего рода самоокупаемость вида за выживание. Жестоко, но такова реальность.

Максим Митропольский,
Тюмень-Ташкент, Заведующий Зоомузеем Тюменского государственного университета

По поводу увеличения численности амурских тигров и зубров трудно, что либо сказать. Их в Башкирии нет. Между тем, настораживает увеличение численности бурого медведя. В 2009 г. кандидат биологических наук Тюляндин, Е.А. защитил диссертацию на тему «Бурый медведь (Ursus arctos) Верхневолжья и оптимизация использования его ресурсов». Вот один из его выводов: «Рекомендуемый сейчас норматив изъятия (10%) при полной его реализации приведёт к снижению численности. Современный уровень изъятия медведей фактически равен 4,5% в связи с низким коэффициентом успешности охоты (45%), что и обеспечивает рост численности медведя». Полное освоение медведя не предвидится по различным факторам, хотя к этому можно максимально близко подойти, используя коэффициент успешности охот, о чем с незапамятных времен говорится. Либо никто из уважаемых ученых это не предлагал и не настаивал, либо негативные проявления деятельности медведя (выходы на дороги и в населенные пункты, нападения на человека, учащающиеся случаи нападения на домашний скот и т.п.) всех устраивают.

Не во всех делах следует ожидать и должен быть рост показателя, в том числе рост численности хищных животных. Это не достижение, а упущение контроля за ситуацией.

С уважением, Егоров Глеб

Биолог-охотовед

Виктор, Если будет 700 голов будет и охота. Люди «системы», по-моему, работают над этим. Даже если не будет 700, то объявят, что 700. Сейчас ежегодное изъятие тигров в результате тех, или иных отстрелов достигает 50-60 голов (иногда, говорят люди с мест, доходит до 80 в год). Что лучше- легальное изъятие, или браконьерский промысел? Я, сидя в Москве, судить не могу… Спросите охотоведов и специалистов с мест на ДВ. Дальневосточного леопарда так мало, что как это отразится на нем- вопрос сложный. Ясно, что число 700 тигров близко к максимальной емкости биотопа для этого вида. Была чья-то оценка (кажется, Слудского), что максимальное число тигров, которых может прокормить Приморье- 1000 голов. Но тогда территория была менее освоена и людей было меньше.
С уважением,
Александр

  • Нижне-Свирский заповедник ns_zap@mail.ru 25 окт. в 12:30

Думаю, что прежде всего необходимы тщательные НЕЗАВИСИМЫЕ от заинтересованных министерств исследования как самой численности тигров, так и их кормовой базы. Ни для кого не секрет, что данные эти в настоящее время далеки от действительности, выражая ЖЕЛАЕМЫЙ результат. А потом уже, с оглядкой на интенсивность производственного «освоения» территорий (рубки лесов, охоты на кабана и оленьих) в пределах ареала тигра, можно давать какие-то прогнозы на изменения численности.
С уважением, Т.И. Олигер,
бывший ведущ. научн. сотр. Лазовского зап.,ныне — ведущ. научн. сотр. Нижне-Свирского зап.

  • Александр Юрьевич Калинин bastak@yandex.ru 25 окт. в 12:35

Уважаемый Виктор!

Антропогенный пресс на популяцию амурского тигра ежегодно возрастает, поэтому вряд ли за пять лет численность хищника значительно увеличится. Но даже если она достигнет 700 особей, выводить тигра из Красной книги не следует. Очень острым остается вопрос конкуренции тигра и охотников. Ежегодно тигры гибнут от пуль. К тому же юг Дальнего Востока район приграничный, регулярно вскрываются факты торговли дериватами тигра. Поэтому пока спрос на тигра и его органы в Китае есть, охрану вида ослаблять нельзя.

Научный сотрудник Ольга Полковникова

по поручению директора ФГБУ «Государственный заповедник «Бастак»

Отлавливать и расселять в другие заповедники.

Добрый день! Хотелось бы узнать кто Вы и с какой целью интересуетесь.
Зоопарк «Лимпопо», Нижний Новгород, РФ

Конечно, заманчиво получать большие деньги от организации охоты на тигра и использовать их для охраны животных Приморья. Но, в Российских условиях большая часть вырученных средств уйдет посредникам, а бюджет получит «сбор за пользование объектами животного мира».

Сергей Левченко

  • Владимир Кревер Витя, не знаю, как эта тематика залетела на орнитологический сайт — но уж коли так… Думаю, вопрос исторического ареала, емкости угодий для тигра и т.п. обсуждать здесь не имеет смысла, на эту тему есть много публикаций. Равно как и всем специалистам понятны связанные с ростом численности риски (например, увеличение численности конфликтных тигров, в особенности в голодные годы). И что делать в этой ситуации обсуждается и принимаются соответствующие меры. Единственное что хотел здесь сказать (это не позиция организации, а мое личное мнение) — в отличие от зубра перевод тигра в категорию охотничьих видов, думаю, невозможен. А вот если зубра удастся восстановить до промысловой численности и вернуть его в состав охотничьей фауны России — будет здорово. 25.10. 10.12

Добрый день! Считаем, что положение дел с охраной тигра и леопарда надо сохранить максимально долгое время. Запрет охоты единственная действенная мера.

Уважаемый Виктор Иванович, коллеги! Тема крайне важная, а вопрос — нестандартный (Виктор Иванович может «острые» темы поднимать). Я пока кратко скажу — если с зубром все более-менее ясно. Перспектива при сохранении темпов роста и отношении к проблеме «на местах», то его будущее в схеме рационального охотничьего хозяйства.

Но амурский тигр — дело другое. Во-первых, непонятно, будет ли такая численность. Во-вторых, тигр — это один из главных природоохранных брендов, его всегда будут держать в Красной книге, поэтому изменения в отношении к этому виду может быть только тогда, когда число конфликтных ситуаций с ним превысит некий порог. Но, мне кажется, эта тема будет использована для усиления различных мер охраны и компенсаций ущерба. Поэтому про тигра и охоту вопрос ставить рано.
с уважением,
Иван

Уважаемые коллеги,

Численность в 700 амурских тигров в качестве цели была поставлена не мной, а председателем Правления АНО Амурский тигр К. А. Чуйченко. Численность, на которую ориентировался WWF России к 2022 г. была 640 тигров. И это в основном за счет расширения ареала тигра в КНР, в некоторой степени за счет улучшения практики лесопользования и сопутствующего увеличения плотности диких копытных. Нам еще предстоит обсуждать с коллегами из АНО, как достичь 700 особей, но речь идет о многолетней программе, которая пока точно не подразумевает трофейную охоту на данный вид.

С уважением,

И. Честин

Я думаю, что до придания статуса охотничьего вида тигру дело точно не дойдёт. Понятно, что этот вопрос, скажем так, не слишком серьёзен. Численность тигра никогда не перерастёт емкости угодий. В противном случае им придётся кормить каждого тигра индивидуально, а это, понятно, невозможно. Даже при наличии кормов, хищнику будет не хватать места — повысится миграция, а вслед за этим неизбежные столкновения с людьми и гибель животных, покинувших охраняемые территории. Кроме того, никуда не делся и не денется фактор браконьерства. Так что не о чем беспокоиться. Тигр обречен на существование только в ограниченном пространстве и ограниченном количестве. До тех пор, пока кормовая емкость планеты сможет поддерживать растущее население земли. А потом съедят все — и тигра и леса.

С уважением,
Ольга Стрельникова
ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский»
http://ugansky.ru/

А можно поподробнее раскрыть тему нормативов МСОП, которые они разработали для ведения КК РФ и причин, почему мы должны им следовать?

Результат политики «флаговых видов», которыми легко запудрить мозги простодушных начальников, что и делается с большим успехом. То, о чём Вы говорите, требует сложнейших исследований на экосистемном уровне. Деньги под это никто не даст. WWF — фонд, а не научно-исследовательская организация. Он и делает то, что должен делать — зарабатывает деньги.
С уважением,
Александр Никольский

Здравствуйте, Виктор.

Не буду «делать умное лицо»: Вопросы тигра и зубра специально не изучал и пока не располагаю временем для этого. Поэтому не могу себе позволить выражать аргументированную точку зрения о частностях. Обобщенно: по моему глубокому убеждению любой быстро восстановимый (в отличии от нефти и газа) природный ресурс должен рационально осваиваться и приносить людям пользу. Разве, например, лось и бобр не являются тому примерами? Когда-то эти виды находились на грани исчезновения… Не знаю — достаточно ли 2000 особей зубра для «вынесения этого вида из краснокнижного списка». Вероятно, следовало бы организовать работу по расселению в пределах пригодного для обитания ареала, дождаться роста по всей территории и потом решать вопрос о массовом его освоении. Параллельно осваивая ресурс на локальных участках обитания, где это целесообразно.

Относительно тигра: мне удивительна ситуация с одновременной реализацией программ «амурский тигр», «дальневосточный леопард» и «дальневосточный гектар». И непонятно: а что будет предпринимать инициатор этих проектов (государство), когда за неимением доступных естественных кормов тигры активно начнут употреблять в пищу более слабых сородичей, леопардов, домашних животных, новых «освоителей» дальнего востока, их женщин и детей. А леопарды — все тоже самое, за исключением тигров. Жизнь покажет… Но я, пока, на всякий случай, воздержусь от заявки на гектар бесплатной земли на Дальнем Востоке.

С уважением,

А. Юдин

(биолог-охотовед)

Виктор Иванович!

Пренебрежение регуляцией численности диких животных преподносит много неприятностей.  Охотхозяйства, преумножая численность кабана, получили АЧС. Подобное наказание будет и с другими видами.

Предлагаю обсудить эту проблему на НТС Росохотрыболовсоюза. На заседаниях обычно бывает 2-3 докладчика. Результаты выставляем на сайте РОРСа и публикуем в Вестнике охотоведения.

На одном из последних (июньских) заседаний обсуждали бешенство диких животных.

Если имеете желание выступить с докладом на НТС, будем согласовывать время

С уважением Е.К. Еськов

Оптимистично слишком по зубру, те кто реально охраняют знают, что эти цифры не реальны. А уж по тигру и говорить нечего.

Пригоряну О.М.

Доброе утро!
Дикие свиньи очень устойчивы к вирусным инфекциям. У домашних, особенно породистых, иммунитет пониженный. Случаи проявления заболевания встречаются регулярно. На природные популяции влияния не оказывают. Да и больных животных сразу утилизируют.
С уважением, 
А. Данилов

Нет смысла рассуждать на эту тему, если фраза «ареал распространения» вам не режет уши. Также бессмысленна постановка проблемы a-la «если бы, да абы». Вот вырастет численность, тогда и рассуждайте.

Добрый день!
На примере Урала видно, что численность крупных хищников растет. Тут играют роль два фактора: быстро увеличивается численность копытных, особенно кабанов, и уменьшается число населенных пунктов (ну и людей как основного хищника). Вырубки и заброшенные поля зарастают и привлекают животных всех размеров. Если на Дальнем Востоке такая же ситуация, то 700-720 тигров вполне найдут пропитание и после 2022 года.

С наилучшими пожеланиями, 
А.Н. Данилов, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания УрГПУ

А смысл ещё дальше увеличивать численность, если численность уже позволяет его вывести из Красной книги, пора уж добывать и законными методами. На охоту ездят по Африке пусть уж тут охотятся у деньги здесь останутся

Опуститесь на землю по новому закону начали считать пропускную способность в зайце-человеко-днях. Нах вам эти зубры и тигры!

  • Уважаемый Виктор Иванович, вечер добрый!

Получил ваше сообщение относительно зубра и тигра. Раньше я излагал Александру Немцову своё видение насчет необходимости регулирования численности зубра, но не получил ответа (Гинеев А.М., Абдурахманов М.Г., Батхиев А.М., Немцов А.С., Спасская Т.Х. и др. К современной численности и распространению некоторых редких и иcчезающих млекопитающих Северного Каваказа // Ресурсы животного мира Северного Кавказа. Тез. докл. науч.-практ. конф., 19-22 апреля Ставрополь, 1988, с. 42-49).

Основание, – побывав в Псебайском заказнике, видел зверей, их влияние на окружающую среду: тропы, катки, лепешки и пр. При авиаучете отметил стадо в 42 особи и ту прыть, которую оно развило, что даже теленок перепрыгнул через изгородь высотою до 2 м. В современное время, когда большинство лесов вырублено эта проблема «встает во весь рост» (лесорубам фактически уже нет работы и из 17 бригад остались 1-2). Охота на зубра довольно опасная. Побывав в Беловежской Пуще, я видел, как самец ревниво относится к посетителям: поднял сетку на 1,5 м и демонстративно свалив елку диаметром около 30 см, при этом он смотрел в нашу сторону явно старался показать свою мощь и загородить самку с теленком. Участвуя в охоте, я видел, как моментально на одном месте зверь мгновенно делал развороты на месте (180°) и моментально скрывался.

В упомянутом заказнике самец «завладел» силосной ямой и охранял её от воров (хозяева радовались). Когда же попытались использовать корм, то зубр перевернул тележку с трактором. И никак не удавалось отогнать его и использовать силос по назначению. Описали ситуацию в Главохоту и получили разрешение на отстрел. Девять стрелков по команде произвели выстрелы. Зверь стал уходить. Пришлось его добивать. Из 9 выстрелов попали только две пули. Большая часть стрелков наверняка замондражировала.

Численность тигра должна не превышать продуктивность естественных кормовых объектов. 700 особей, на наш взгляд, выше предельной нормы и съедят не только годовой приплод, но и все маточное поголовье. Судя по вырубкам, пожарам и браконьерству, которые проводились и проходили в 1980-х годах, то сейчас площадь вырубок увеличилась, а численность копытных и других животных, очевидно, снизилась. При высокой численности хищника возникнет опасность нападения на людей и домашний скот. Я был в Приморском крае в конце июля. Имея лицензии, ежедневно на ночь выходил на засидку. Каждую ночь лили дожди. Возвращаясь в светлое время суток в д. Молчановку, я обратил внимание, что по моим следам на расстоянии 150 м прошелся тигр, естественно по мне пробежал холодок, я не был готов к такой встрече.

Регулирование численности — обязательное мероприятие, как для зубра, так и для тигра.

С почтением,

А. Гинеев.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s